БРЕД


БРЕД
БРЕД, термин, имеющий в психиатрии два различных значения: 1. Бред—делирий (delirium), психо-патологич. симптомокомплекс, характеризующийся сноподобным состоянием сознания, большей или меньшей бессвязностью мышления и яркими, гл. обр., зрительными, галлюцинациями, переживаемыми как несомненная действительность. Благодаря нарушению сознания, богатству и сценичности галлюцинаций, б-ной лишается способности правильно воспринимать действительность и истолковывает ее явления исключительно в смысле своих пат. переживаний. Последние большей частью отличаются непоследовательностью, даже нелепостью, не осознаются б-ным по той же причине, по к-рой спящий не может критически относиться к своим снам. Отличается Б. от сновидения меньшей (в большинстве случаев) глубиной нарушения сознания, яркой и живой аффективной окраской и повышенным стремлением к деятельности в духе переживаемых б-ным аффектов. Свое клин, выражение Б. чаще всего находит в картине лихорадочного (или инфекционного) Б.—delirium febrile или белой горячки (delirium tre-mens) и других интоксикационных психозов, но может эпизодически встречаться и при многих других псих, заболеваниях. По Бон-гёфферу (Bonhoeffer), Б. представляет одну из наиболее характерных форм т. н. экзогенного типа реакции. Длительность бредовых состояний описанного типа невелика. 2. Бред—совокупность бредовых идей, явно противоречащие действительности мысли, к-рые, возникнув болезненным образом, преимущественно из эмоциональных потребностей б-ного, касаются, гл. обр., его личности и, обратившись в неопровержимое убеждение, не поддаются исправлению путем логических доводов и других видов псих, воздействия. Бредовые идеи встречаются почти при всех формах псих, заболеваний. По содержанию можно различать след. их виды: а) Б. в е л и ч и я—б-ной считает себя богатым, занимающим высокий пост, великим ученым, поэтом или изобретателем и т. д.; б) Б. самоуничижения, греховности, обеднения — собственные мысли кажутся б-ному грязными, сам он—преступник, в нем воплотилось все зло мира, его присутствие приносит несчастье и гибель всему окружающему; он—нищий, семья его разорена и пр.; в) ипохондрический Б.-—б-ной заражен отвратительными б-нями, внутренности его гниют, все тело наполнено гноем, сердце перестает работать, кишечник совсем не действует и кал наполняет все полости, пищевод и желудок заросли и не пропускают пищи и т. д.; г) нигилистический Б.—у б-ного отсутствуют внутренности, он умер, вообще не существует; люди и предметы—одна видимость; д)Б. преследован и я—за б-ным следят, собираются арестовать, сговариваются убить; он—объект преследования таинственных шаек, сект или партий; разновидностями Б. преследования являются: е) Б. ущерба (нарушения интересов)—б-ного умышленно игнорируют, присваивают его достижения, нарушают его юридические права (сутяжнический Б.), мешают его любовным намерениям, жена ему изменяет (Б. ревности) и т. д.; ж) Б. постороннего воздействия — на б-ного влияют гипнозом, его заставляют исполнять чужую волю, пропускают через .него электрический ток, опустошают его мозг и внутренности, выкачивают семя, женщин насилуют и т. д.; близки к этой группе: з)Б. одержимоети—божествен- ной силой или злым духом; и) Б. телесного превращени я—в животных или неодушевленные предметы. Выделяют еще: к) эротический Б.—о-ной считает, что особа другого пола, чаще всего занимающая более высокое, чем он сам, соц. положение или отличающаяся особой красотой, к нему неравнодушна; вопрос о браке с ней уже решен (или она стремится вступить с ним в связь, помимо брака); иногда утверждается факт якобы бывших половых с ней отношений; л) религиозный Б.—большей частью отличается только некоторой окраской высказываний, которые легко отнести к другим рубрикам; так, напр. мысли о том, что б-ной—сын божий (если женщина, то—богородица), пророк или святой, можно отнести к идеям величия; противоположные, например, бтождествление себя с сатаной, антихристом—к'Б. уничижения и греховности; м) иногда Б. принимает форму космических построений — наступает светопреставление, страшный суд, астрономическая катастрофа, идет небывалая по грандиозности война или же ход мировой истории сразу приобретает благополучное направление, разрешаются классовые противоречия, водворяется рай на земле. Конечно, в делении Б. по его содержанию на виды много искусственного: одни и те же бредовые высказывания можно относить одновременно в разные рубрики. Как общее правило, источником бредовых идей являются желания и опасения б-ных, к-рые, окрашивая тем или иным аффектом определенные ряды представлений (комплексы), сосредоточивают на последних псих. деятельность б-ного, в частности, работу его интеллекта, к-рая в таких случаях легко перестает считаться с данными опыта. Подобного рода мышление Г.' В. Майер (Н. W. Maier) назвал кататимическим; рядом особенностей оно приближается к мышлению примитивному (а также аутистическому, см. Аутизм). По словам Крепелина, состояние зависимости первобытного человека от силы и могущества окружающей природы создает суеверное отношение к действительности. Неуверенность и страх перед чем-то неясным, как бы скрытым, угрожает ли оно опасностью, сулит ли счастье,—почва для суеверия. Здесь всюду ясно выступает решающее влияние чувствования. Вспомогательным средством, облегчающим первобытному человеку (и ребенку) объяснение внешнего мира, является заключение по аналогии. Приобретенное таким путем познание обладает для него одинаковой и даже большей достоверностью, чем познание, основанное на опыте. Какой-нибудь случайный намек, отдаленное или чисто внешнее сходство принимаются без рассуждения за проявление действительности и закрепляются, несмотря на грубые внутренние противоречия; так, возникает уверенность, что вместе с клоком волос умного человека приобретается и его разум, что можно убить врага уничтожением его портрета, что болезнь и смерть насылаются с помощью колдовства. Подобному мышлению, руководимому лишь страхом и надеждой, желанием и ожиданием, чуждо сомнение—этот двигатель всякого высшего псих, развития. Особенно близко механизмы примитивного мышления повторяются в т. н. бредо-отношениях, к-рым часто свойственно стремление к символическому толкованию самых незначительных происшествий. Бредо-отношением назы- : вается наклонность больных воспринимать происходящее вокруг как стоящее в какой-то особой связи с их личностью. Все представляется им в каком-то особом загадочном свете, поведение людей кажется подозрительным, внушающим опасения и имею- ' щим особое значение. Б-ной думает, что он является центром всеобщего внимания, видит таинственный смысл в обыденных вещах. Ему кажется, что прохожие на улице шепчутся о нем, полет птиц знаменует его великое будущее, случайно замеченный жест указывает на угрожающую опасность и пр. Во всех этих случаях с непреодолимой силой возникает убеждение в действительном соотношении вещей там, где совпадают лишь представления больного о них; другими словами, рыхлая псих, связь представлений ве-^ дет к мысли о реальной зависимости явлений. Кататимическое мышление, однако, не только использует путь символических толкований, но' часто пускает в ход и те средства, к к-рым так охотно прибегает человек, ослепленный упорной и длительной страстью, отстаивая свои предрассудки и предубеждения, именно, кривую логику и односторонний подбор аргументов. Иногда направление, в к-ром идет развитие Б., определяется не аффектом, соединенным только с нек-рыми представлениями, а господствующим у б-ного общим пат. настроением; так, при депрессиях последнее надолго окрашивается аффектом тоски в мрачные тона; в связи, с этим иногда развивается сначала неопределенное чувство вины, а затем—Б. самообвинения, самоуничижения и греховности. Такой тип развития Б. Блейлер (Bleuler) отличает от к а т а т и м и ч е с к о г о, присваивая ему название голотимического. Сюда, кроме депрессивного, надо прежде всего отнести и т. н. экспансивное бредо-образование, т. е. основанное на повышенном, радостном настроении (гл. обр. Б. величия в' нек-рых его формах). Как бы ни был силен и глубок аффект, определяющий развитие Б., он один вбе-таки не может объяснить возникновение этого загадочного явления. Крепелин поэтому подчеркивает, что в основе развития бредовой идеи б. ч. лея-гит общее расстройство псих, состояния. Колебания в эмоциональной сфере, по его мнению, лишь превращают дремлющие надежды и опасения в представления, делающиеся бредом и приобретающие силу, против к-рой не может устоять даже очевидность, только вследствие потери б-ным способности критики. Здесь Крепелин для одних случаев выдвигает на первый план роль нарушения сознания, для других—значение того, что он называет: псих, слабостью. Первому фактору необходимо отвести особенно крупную роль при объяснении возникновения бредовых идей у делирантов (см. выше—Б. делирий), только потому подчиняющихся яркости обманов чувств и аффекту страха, что сознание их на- ходится на уровне, лишающем их способности открывать противоречия в представляющихся им образах. Что касается второго Момента, то он может быть открыт в основе развития самых разнообразных форм Б.: в одних случаях—в качестве т. н. псих. инфантилизма, в других —в виде б. или м. выраженных формальных расстройств интеллекта (разорванности мышления — при схизофрении, б. или м. глубоких количественных нарушений ассоциативн. процесса— в фазах маниакально-депрессивного психоза, первично развивающегося резкого ослабления критики—при прогрессивном параличе и т. д.). Надо прибавить, что главной причиной возникновения Б. в случаях подобного рода является все-таки не псих, слабость сама по себе, а сопровождающие ее различные состояния мозгового возбуждения, которые, повидимому, и вызывают у б-ных наклонность к фантазированию. Клинически важное значение имеет деление Б. по характеру построения на систематизированный и несвязный. Первый представляет б. или м. последовательную систему мыслей, вытекающих из какой-либо одной, тесно соединенной с личностью б-ного и господствующей в его сознании (сверхценной) ошибочной идеи; он развивается постепенно как результат своеобразного, но психологически понятного развития личности, путем эмоциональной переработки и толкования ею данных жизненного опыта (см. Паранойя). Несвязный бред в своих крайних формах состоит из непонятным образом (аутохтонно) возникающих в сознании отрывочных и часто противоречащих друг другу абсурдных мыслей (таков, например, разорванный бред схизофреников). Эти два крайних вида Б., хотя принципиально и глубоко отличны друг от друга, однако, в действительности, соединяются множеством переходных форм. Различению их часто помогает установление наличности или отсутствия в основе Б. каких-либо внелогических болезненных явлений (напр., галлюцинаций). При истинных формах систематизированного Б. такие явления почти не встречаются. Формальный анализ бредовых идей и псих. состояний, в которых они продуцируются, дал пока очень немного. Г. Шпехт (Specht) различает в бреде материал (воспоминания, восприятия, галлюцинации, на основе к-рых он строится), фабулу, форму (систематизированный или несвязный, фантастический или близкий к действительности) и направление (это понятие позволяет различать бред величия или уничижения, депрессивное и экспансивное бредообразова-ние и пр.). Ясперс (Jaspers) отделяет истинные бредовые идеи, первично и психологически необъяснимым образом возникающие в сознании, от мыслей, хотя и имеющих бредовой характер (wahnhafte Ideen), но развивающихся понятным образом из аффектов и других переживаний (даже из галлюцинаций). Надо сказать, что это деление, по существу совпадающее с делением Вернике (Wernicke) на первичные и вторичные, или объяснительные бредовые идеи, вносит только путаницу. Всякий Б. можно до известной степени подвергать психол. объяснению; ни один его случай нельзя понять до конца. Далее, Б., При формальном анализе кажущийся вытекающим из галлюцинаций (напр., из содержания голосов, слышимых больным), б. ч. вовсе не представляет их действительного следствия, а лишь другое проявление одного и того же болезненного процесса, вызывающего, с одной стороны, в сознании бред, а с другой —• облекающего последний в пластическую форму галлюцинаторных переживаний. Яс-перс предлагает отличать друг от друга бредовые восприятия, бредовые представления и бредовые со-знавания (Wahnbewusstheiten). Из этих трех групп нек-рый интерес представляет только последняя. Дело в том, что в течение богатых переживаниями острых психозов бывают моменты, когда у б-ного сразу, как бы путем осенения, всплывает окрашенное чувством непреложного убеждения сознание, что происходят колоссальные мировые события, сознание, не содержащее, однако, никаких чувственных образов происходящего (ни иллюзий, ни галлюцинаций, ни сколько-нибудь наглядных представлений). Б. представляет симптом, наблюдающийся при самых разнообразных псих, б-нях, и является выражением совокупности ненормальной деятельности мозга, а не результатом поражения какой-нибудь изолированной его функции; поэтому материальные основы его возникновения в разных случаях совершенно различны. Можно сказать, что его развитие всегда обязано тем или другим расстройствам процессов, определяющих направление ассоциативной деятельности. Для объяснения того свойства, которое всего более поражает в бредовых идеях—их логической противоречивости и неисправимости, Вернике предложил теорию «сеюнкции», которую он, однако, распространял и на возникновение психопатолог, симптомов вообще. По этой теории, болезнь прежде всего производит разрыхление в системе ассоциаций, разрыв в ней ряда связей, к-рому, естественно, должен соответствовать ряд выпадений. То обстоятельство, что человек не сознает противоречий в своих высказываниях, указывает на нарушение соединений, связующих все высшие нервно-псих. процессы в одно целое. К теории сеюнкции примыкает теория ослабления в напряжении ассоциаций Блейлера, стремящаяся объяснить неправильные логич. заключения соскальзываниями ассоциационных процессов с проложенных для них путей вследствие ослабления движущей эти процессы энергии: делаясь более рыхлыми и получая большую свободу, ассоциации легко уклоняются в сторону от правильного пути под влиянием аффективных воздействий. Изложенная теория даже в более современном виде, предложенном Блейлером, вызвала ряд возражений и поддерживается далеко не всеми. Кроме того, ее значение ослабляется и тем, что она была предложена для объяснения исключительно схизофрениче-ских расстройств. Что касается попыток рефлексологич. истолкования Б. (Ленц), то они пока совершенно не проработаны и в том виде, как предложены, еще не дают путеводных нитей к проникновению в сущность изменений механики мозга у б-ных с бредовыми идеями. Т. о., по вопросу о физиол. патологии Б. современная психиатрия принуждена ограничиваться только общим указанием на то, что это явление, повидимо-му, не связано ни с какой ограниченной мозговой локализацией, а представляет собой внешнее выражение самых разнообразных пат. процессов в мозгу, то грубо-анатомических, то только фнкц., общей особенностью к-рых является нарушение деятельности механизмов, детерминирующих направление и содержание нашего мышления. Суд е бно-психиатрич е ское зна-ч е н и е Б. определяется тем обстоятельством, что последний почти всегда оказывает более или менее значительное влияние на поведение личности. Особенно легко могут вести к совершению насильственных действий бредовые идеи с отрицательной аффективной окраской, напр., Б. преследования. Франц. психиатры выделили даже отдельную группу б-ных, к-рые делались сами преследователями лиц, с кем они связывали свой Б. преследования (persecutes persecuteurs). Но и др. формы Б., напр., эротический, часто ведут б-ного к столкновению с устанавливаемыми обществом нормами поведения. Как общее правило, надо отметить, что Б. тем действеннее, чем он устойчивее и сисгематизированнее. Поэтому б-ные с относительно хорошо сохранившимся интеллектом часто бывают опаснее тех, у к-рых имеются явления псих, распада. Конечно, преступления, совершенные под влиянием бредовых идей, не могут вменяться б-ным, их совершившим; однако, в случае, если Б. сохраняет свою силу, суду приходится принимать меры к тому, чтобы воспрепятствовать повторению б-ным противообщественных поступков, напр., путем помещения его на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Лит.: Блейлер Э., Руководство психиатрии, Берлин, 1921; Корсаков С, Курс психиатрии, т. I, M., 1913; Крепелин Э., Учебник психиатрии, т. I, M., 1910; Осипов В., Курс общего учения о душевных болезнях, Берлин, 1923; Витке О., Lehrbuch der Geisteskranklieiten, Munchen, 1924; Friedmann M., tJber den Walm, Wiesbaden, 1894; Jaspers K., Allgemelne Psychopathologie, Berlin, 1923.                                             П. Зиновьев. Бред острый (delirium acutum), термин, объединяющий неоднородные по патогенезу случаи острого психического расстройства с крайне бурным течением, обычно заканчивающимся смертью. Б. острый развивается чаще всего в связи с инфекциями, но может быть также эпизодическим проявлением другого псих, заболевания (напр., прогрессивного паралича). И в тех и в других случаях он зависит от крайне резкого действия токсинов (преимущественно инфекционных) на мозговую ткань; т. к. часто такое заболевание развертывается на почве инфекций, не отличающихся особой злокачественностью (ангина, грипп и т. п.), то приходится признать, что существуют не вполне еще выясненные добавочные моменты, обусловливающие тяжесть заболевания; повидимому, имеет значение врожденная или приобретенная инвалидность мозга или его сосудов. Бред острый клинически характеризуется резко выраженным психомоторным возбуждением. Больные беспокойны, вскакивают, куда-то стремятся, производят бесцельные движения, много и бессвязно говорят, выкрикивая отдельные слова или обрывки фраз. Сознание затемнено, б-ные дезориентированы, галлюцинируют, высказывают отрывочные бредовые идеи, отказываются от пищи, страдают бессонницей; t° повышается, пульс и дыхание учащаются. Иногда наблюдаются судорожные явления эпилептиформного характера, особенно перед смертью. Обычно б-ные погибают в течение 1—2 недель, а иногда и через несколько дней после начала заболевания. От обычных делириозных состояний, наблюдающихся в связи с инфекциями, Б. острый отличается особенно бурным течением, резкостью проявлений, повышением t°(независимо от непосредственного действия инфекции) и злокачественностью. Патолого-анатомически наблюдается ряд явлений, указывающих на воспалительное поражение мозга. Оболочки и вещество мозга гиперемированы; отмечаются микроскопически мелкие кровоизлияния в коре и других областях мозга, лимфоцитар-ная инфильтрация в мягкой мозговой оболочке и в адвентиции сосудов, резкие изменения нервных элементов с расплавлением протоплазмы вокруг ядра и последующей гибелью клеток, размножение глии и, особенно, ее амебоидное превращение, к-рое всегда является реакцией мозговой ткани на катастрофически резкие воздействия болезнетворных агентов.                  м. Гуревич.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "БРЕД" в других словарях:

  • бред — бред/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Бред — Карл Теодор Ясперс автор известной «триады бреда» MeSH D003702 D003702 Бред (лат. …   Википедия

  • бред — Ложное, не поддающееся коррекции убеждение или суждение; не соответствующее реальной действительности, а также социальным и культурным установкам субъекта. Первичный бред совершенно невозможно понять на основании изучения истории жизни и личности …   Большая психологическая энциклопедия

  • бред — См …   Словарь синонимов

  • БРЕД — в тапочках. Жарг. студ. Презр. Преподаватель психологии. (Запись 2003 г.). Бред сивой кобылы. Прост. Презр. О вздорных, глупых мыслях или высказываниях. Ф 1, 42; ЗС 1996, 335; ШЗФ 2001, 24; БМС 1998, 59. Бред собачий. Прост. Презр. То же, что… …   Большой словарь русских поговорок

  • бред — БРЕД, а, м., БРЕДЯТИНА, ы, ж.. 1. (или бред сивой кобылы в лунную ночь, бред пьяного нанайца, бред уснувшего генсека, бред советских генетиков, бред беременной медузы и т. п.). Нечто странное, несуразное, вычурное. 2. в зн. межд. Выражает… …   Словарь русского арго

  • Бред —  Бред  ♦ Delire    Расстройство мысли, ее отказ подчиняться подлинности. Бред – не столько утрата разума (например, параноидальный бред порой поражает своей логичностью), сколько утрата, иногда временная, ощущения реальности или здравого смысла.… …   Философский словарь Спонвиля

  • БРЕД — БРЕД, бреда, мн. нет, муж. Бессмысленная, бессвязная речь больного при бессознательном состоянии. У больного начался бред. Бред сумасшедшего. Больной в бреду. || Бессмыслица (разг.). Эта книга сплошной бред. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков …   Толковый словарь Ушакова

  • бред — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? бреда, чему? бреду, (вижу) что? бред, чем? бредом, о чём? о бреде и в бреду 1. Бредом является бессознательное и возбуждённое состояние больного человека, в котором он может видеть то, чего на …   Толковый словарь Дмитриева

  • бред — а, предлож. о бреде, в бреду; мн. нет; м. 1. Бессознательное состояние больного, сопровождающееся бессвязной, бессмысленной речью; сама такая речь. Метаться в бреду. Слышался б. раненого. / О таких речах, произносимых во сне, в состоянии… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Бред, Александр Куприн. «Рота капитана Маркова ехала на соединение с карательным отрядом. Усталые, раздраженные солдаты, утомленные длинным передвижением в неудобных вагонах, были молчаливы и пасмурны. На какой-то… Подробнее  Купить за 59 руб аудиокнига
  • Бред, Александр Куприн. «Рота капитана Маркова ехала на соединение с карательным отрядом. Усталые, раздраженные солдаты, утомленные длинным передвижением в неудобных вагонах, были молчаливы и пасмурны. На какой-то… Подробнее  Купить за 59 руб аудиокнига
  • Бред, Александр Куприн. «Рота капитана Маркова ехала на соединение с карательным отрядом. Усталые, раздраженные солдаты, утомленные длинным передвижением в неудобных вагонах, были молчаливы и пасмурны. На какой-то… Подробнее  Купить за 59 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «БРЕД» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.